Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Raumland: Зекты, полные страсти
31.01.2024

Raumland: Зекты, полные страсти

Sektpapst, Pope of bubbles (Святой отец пузырьков) – так несколько смело, но с пиететом называют Фолькера Раумланда в Германии и за пределами. «Фолькер Раумланд уже написал историю немецкого виноделия. Определенно важен тот факт, что ассоциация VDP впервые приняла в свои члены производителя игристых вин» — отмечает Falstaff в гиде 2024.

«Моя фамилия ассоциируется у многих с какой-нибудь мебельной деревней», — говорит Фолькер. По занятному совпадению дом зектов Raumland находится в городке Flörsheim-Dalsheim, который и правда является центром мебельного производства. А основатель хозяйства Фолькер Раумланд – заядлый коллекционер антикварной мебели. Их с женой Хайде-Роуз необычная желтая вилла в неопалладианском стиле буквально заставлена старинными немецкими шкафами, буфетами, столами и стульями.

Рождение винодела

Фолькер Раумланд родился в 1955 году на небольшой винодельне в Пфальце, но связывать жизнь с вином не планировал: «Я вырос в фермерской семье. После школы бежал на виноградники или собирал картошку с дедушкой. Но родители, Вилли и Хедди, постоянно склоняли меня получить «нормальное» образование». В итоге Фолькер выучился на менеджера Siemens, а в 1976 году ушел в армию. Его младшему брату Уилфриду было поручено управлять фермой родителей на границе между Пфальцем и Рейнгессеном. В армии Фолькер понял, что его любовь, а значит, и будущее, точно не связаны с Siemens, а вот с вином – очень даже может быть. И по возвращении отправился изучать виноделие в университет Гайзенхайма.

В то время на рынке игристых Германии доминировали гиганты Rotkäppchen и Henkell, так что студенты не видели здесь большого потенциала для творчества. Однако нашелся профессор, который хотел вести курс именно по этой теме. Он дал ученикам задание найти базовое вино и превратить его в игристое. Фолькер порылся в погребе своего деда и позаимствовал примерно 100 литров Müller-Thurgau 1981 года.

В конце семестра состоялась слепая дегустация с участием кавы, спуманте, просекко и даже Шампани. Мюллер-Тургау Фолькера победило, и это стало поворотным моментом: Раумланд решил создать собственный бизнес по производству игристых вин. Он влез в долги и купил грузовик с мобильным оборудованием для производства зекта. Дал рекламу в газете, и очень скоро спрос удивил его самого.

Вторая половина 1980-х оказалась благоприятным периодом. С 1986 года для Deutscher Sekt разрешили использовать базовые вина только из винограда, выращенного в Германии. А с 1988 производители могли хранить зект без уплаты налога. Это способствовало развитию качества и заложило правовую основу для премиальных Sekt Qualitätsschaumwein b. A. (bestimmter Anbaugebiete, то есть из определенного региона) и Winzersekt (зект винодела).

В 1986 году Ханс-Петер Вёрваг, приятель Раумланда, пригласил его на винный фестиваль в Штутгарт и познакомил со своей сестрой Хайде-Роуз. Вскоре она стала женой и партнером Фолькера.

Пара купила поместье площадью 4 гектара и нашла неподалеку, в Мельсхайме, предприятие для производства своих игристых. Заброшенный винный погреб на четырех этажах казался слишком большим, но сейчас его уже едва хватает, так как объем производства вырос до 100 000 бутылок в год.

В 1997 году Фолькеру пришла заявка на стажировку от юной уроженки Шампани Carole Lefèvre. Она только что окончила обучение в Реймсе и мечтала приобрести опыт работы с игристыми, а заодно выучить немецкий язык. Кароль приехала на 3 месяца и осталась на 7 лет. Она поделилась идеями, усвоенными в Шампани. Научила собирать ягоды с более низким содержанием сахара и получать tête du cuvée от прессования целых гроздей. Стиль дома стал более «шампанским»: богатым и утонченным.

Спа для ягод и внимание VDP


Сегодня семье Раумланд принадлежат 12 гектаров во Frauenberg, Bockenheim, Hohen-Sülzen, Mölsheim а также на Dalsheimer Bürgel, одном из VDP Grosse Lage. 39% площади приходится на пино нуар и шардоне, на остальных растут рислинг, пино блан и менье. С 2002 года хозяйство имеет органический сертификат, а недавно перешло на биодинамические методы. Однако с сертификацией не торопится, так как считает, что правила догматичны и не обеспечат необходимой гибкости.

В Raumland не стремятся копировать шампанское – гораздо важнее выразить собственный терруар. Регион расположен на той же широте, что и Шампань. Осадков достаточно, но не слишком много: от дождя и града защищает гора Доннерсберг. Прохладные ночи и теплые дни помогают сохранять свежую кислотность. Почвы в основном terra fusca (глинисто-известняковая), известняк-ракушечник и водорослевый известняк.

Фолькер перенял у Ca’ del Bosco (Франчакорта) и адаптировал технику «ягодного спа». Найдя машину, которая моет салаты и другие деликатные продукты, опробовал ее на винограде и был потрясен количеством грязи на выходе. Сейчас виноград собирают при 75-80° Oechsle в небольшие ящики. Примерно 95% винограда промывают, а затем сушат. Оставшиеся 5% имеют для этого слишком тонкую кожицу.

Пневматический пресс Willmes производит первые 2050 литров (tête du cuvée) из 4000 кг винограда. Вторую фракцию "the taille" Раумланд в своих зектах не использует. Базовые вина проходят яблочно-молочную ферментацию, затем отстаивание, без фильтрации. Минимальный срок выдержки на осадке составляет 36 месяцев для коллекции Tradition, хотя большинство кюве выдерживаются дольше. Вина Reserve выдерживаются более 90 месяцев, а Grande Reserve — более 10 лет. Элегантные обновленные этикетки украшены изображением плакеток.

В 2012 году к команде присоединился мастер погреба Kazuyuki Kaise, учившийся в Гайзенхайме. Он перфекционист, прекрасно понимает, чего необходимо достичь, и умеет воплощать это видение в жизнь. Хотя жиропалеты выполняют большую часть работы по сведению осадка к горлышку бутылки, Казуюки и его команде время от времени приходится выполнять ручной ремюаж.

Raumland фокусируется на винтажных игристых. «Нам нравится уникальность каждого года, и мы хотим отразить ее в каждом кюве», — говорит Фолькер. Однако в хозяйстве хранят резервные вина, в том числе урожая 1991, года рождения Марии-Луизы, старшей дочери Фолькера и Хайде-Роуз.

В 2020 году управление бизнесом взяла на себя Мария-Луиза, получившая образование в Монпелье. Ее младшая сестра Катарина, окончившая Гайзенхайм, отвечает за виноделие. Муж Катарины Ян работал на винодельнях Wagner-Stempel, Emrich-Schönleber и Keller. В Raumland он заботится о виноградниках. «Вы не смогли бы четко разграничить функции и поколения, даже если бы захотели, — говорит Мария-Луиза. — Все мы разные, но с одинаковым видением. И все мы чувствуем себя виноделами».

Зекты, сделанные традиционным методом, до сих пор составляют меньше 5% процентов всех игристых Германии. При этом Verband Traditioneller Sektmacher (Клуб производителей традиционных зектов), президентом которого является Фолькер Раумланд, насчитывает уже около 30 производителей.

В конце 2020 года произошло два важных события. Ассоциация VDP приняла Sekt.Statut, который предусматривает использование только классического метода и собственного винограда. А винодельня Raumland стала членом VDP – первой среди производителей исключительно игристых вин.

Год на пятерки

Не почивать на лаврах, стремиться вперед и начинать каждый сезон, как первый – кредо Raumland и рецепт успеха. По итогам 2023 года хозяйство получило звание лучшего дома зекта сразу от двух немецких изданий: Falstaff (Sekterzeuger des Jahres) и Gourmetwelten (Sektmacherin des Jahres).

Французский гид Gault&Millau отметил винодельню пятью гроздями – высшая оценка. Eichelmann Deutschlands Weine дал 5 из 5 звезд. Сразу несколько зектов Raumland получили 93+ баллов от Vinum, в том числе тончайший, роскошный Rosé Réserve Brut 2014 (95 баллов).

При этом главным событием года в семье стало то, что Катарина и Ян стали родителями! 3 ноября 2023 на свет появился их сын Paul Wongse Raumland. Компания Vinoterra, эксклюзивный дистрибьютор Raumland в России, поздравляет друга и партнера!

В статье использованы материалы The World of Fine Wine


Вина Sekthaus Raumland